«Прибавьте звук». Живая музыка в мультфильмах: быть или не быть?

Так хочется, чтобы дети росли в окружении прекрасного: интересных авторских иллюстраций, качественного живого звука, хороших текстов сказок и мультфильмов…

Давно остались позади советские времена, акварельно-пластелиновый  мультпоток, наивное детское кино. Но если нужно спеть с ребенком песню, то  это  или «Луч солнца золотого», или  вечные «33 коровы». Не важно: в лагере, на дне рождения или просто в машине. Слова, золотой скрижалью, передаются из поколения в поколение.  «Пол-года плохая корова» — спел недавно ребенок. Что стало призывом: «Пора искать что-то новое».

Послушав «Детское радио», помониторив мультфильмы, полистав интернет – задумалась.  С новым как-то не очень. А если есть, то «типичное не то». Корней Иванович Чуковский как-то сказал: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». То есть по мастерству, виртуозности и техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Ни в коем случае они не должны быть качества худшего только потому, что предназначены  детям.

Так общим трендом советского времени было качество. Не берусь судить обо всем народном хозяйстве, но что касается звука в мультфильмах, то лучшего и пожелать было нельзя. Равно, как и Disney, всегда уделявший большое значение музыкальной составляющей, союзмультфильм творил чудеса.  Симфонические оркестры, детские хоры, джазовые бенды,  лучшие театральные и кино- актеры трудились над звуковой дорожкой культурного детского продукта. Была и целая плеяда композиторов — текстовиков специально и только занимавшаяся этим делом.  Гладков, Энтин, Крылатов, Шаинский и многие многие другие. Как хит за хитом записывал внешне мало-кому-известный Олег Анофриев. «Бременские музыканты», «В порту», «Сказ о попе и работнике балде», «Львенок и черепаха». Джаз прокачивал все эти шедевры и невозможно было устоять- — не пуститься в пляс.  Уже сейчас, во взрослом возрасте – переворачиваю старые пластинки на даче – читаю аннотации и исполнителей. Папанов, Никулин, Табаков, Муравьева, Боярский, Джигарханян, Никитины, Берковский. Столько талантов оставило свой след в творчестве для детей.

И вот, что интересно. Если провести аналогию с современным миром, то в «Барбоскиных», «Маше и Медведе», «Фиксиках» должны бы сегодня участвовать Безруков, Хабенский, Данила Козловский. Однако нет, не часто услышишь известные голоса за кадром.  Разве что в «полнометражках».

Впрочем, есть шансы исправить эту ситуацию, был бы спрос. А пока можно подкармливать наших детишек шедеврами прошлого – как витаминками. Чтобы у них была точка остчета. Возможно, интерес к живому звуку будет постепенно расти. Восторг от нескончаеымх возможностей синтезатора должен , наконец, уняться. Так же, как приедается фастфуд, теленовости, одинаковые поздравительные открытки.

И сейчас есть небольшие, но очень интересные российские проекты. Порой, ведущие музыканты «впадают в детство» и творят что-нибудь  для маленьких слушателей.

 

усачев

Так, певица Ирина Богушевская на страницах своего блога делится,  что стала живо интересоваться сборниками хороших детских песен, как только ее сыну стало сначала три, а потом четыре. Она перерыла сеть и горбушку, после чего пришла к выводу: «Если я хочу, чтобы у моего ребенка и его друзей была хорошая детская пластинка, надо сделать ее самой». Объединившись с детским поэтом Андреем Усачевым, они записали несколько сборников песен, которые, к счастью,  выложили даже  в интернет.  http://bogushevich.livejournal.com/211859.html Особенно нам понравился трек «После дождичка в четверг». Послушайте?

 

диск

 

Известный бард Георгий Васильев – из любимого многими дуэта «Иваси» продюссировал,  и судя по всему повлиял  на музыкальную составляющую серии сказок «Гора самоцветов» и сериала «Фиксики». По крайней мере, в «Горе самоцветов» звучит если не гора, то заметный холм хорошей этнической музыки. А для «Фиксиков» Георгий Леонардович собственноручно сочинил большую часть всех «фиксипелок».

Прекрасный этнический коллектив Auroria, который нам довелось услышать на международном этнофестивалье «Крутушка» в 2015-м, оказался также создателем  наикрасивейшей музыкальной сказки. «Гномья сказка», записанная этим World-music проектом, звучит арфой, колокольцами, певучими   взрослыми и детскими голосами.

Наверняка есть и другие, живые, музыкальные записи и диски. Их нужно только искать, поддерживать, пестовать. Будьте избирательны,  не довольствуйтесь малым, давайте своим детям только самое достойное.

Есть и еще одна цитата Корнея Ивановича. Мудрый, по всему, был человек. «Детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит!»  Будьте счастливы и вы, слушая, танцуя или читая. Пусть то, что вы держите в руках делает вас счастливыми!

Ишмуратова Ирма

 

Яндекс.Метрика