О природе креативности детей и взрослых. «Творить легко?!»

    Смотрю на своих детей. Они увлеченно возятся на полу. 5-летний Степан играет в машинки, 3-летка Дуся – складывает башенку из плашек.
Постепенно к игре в машинки добавляются шахматы и пара хоккейных клюшек. И вот он уже выкладывает гигантский мост, по которому едет его «супер-гоньчик». А дусина башенка – произведение детского искусства. Сложив ее из деревянных брусочков она додумалась принести краски и покрасить ее в зеленый. «Сенеж» — думаю я, и взвешиваю – хвалить или ругать ее за проявленную самодеятельность.

au0czojsu7w

   Ну, кто скажет, что человеческая сущность не креативна, что творчество – не самая что ни на есть основа его деятельности. Человек изобретателен по природе и это наглядно демонстрируют детские игры. Чистые существа занимаются игрой в ее первозданном виде. Получают удовольствие от процесса и способны сотворить такое, о чем бы мы – взрослые – и не догадались. «Мама, а у нас сегодня «вахадной?» – отзывается Степан. «Да, милый». «Здорово» — радуется он и с еще большей скоростью катит джип среди шахматных фигур, балансируя на краю клюшки.
Дети – еще недалеки от своего рождения. Они не успевают навесить на себя обязанности, придумать миссию, озаботиться зарабатыванием денег. Поэтому они не работают, они играют.
30333695_66344942b4c5b6f642d3653b35b7c7a6_800
«Мама — смотри, какой у меня «домит» — с гордостью сообщает Дуся. Это для тебя». «Для меня!» — восхищаюсь я, глядя на кривоватый зеленый сарайчик.
На день рождения Степан получил заветную «парковку» — двухэтажную горку-спираль и 4 машинки. Горка (ради которой и затевалась вся покупка) была актуальна ровно полчаса. Машинки же продолжают пользоваться успехом . Почему? «Скучно» — резюмирует Степан. Горка ограничивала его фантазию. Ну сколько можно скатываться по одному и тому же сценарию? А отдельная машинка – это и единица «мена» в садике, и конструктор-который всегда под рукой, и, главное – персонаж ежедневно созидаемой истории.
А мы — взрослые. Способны ли мы оторваться от любимой «парковки»? От дорого сердцу ежедневного проверенного плана действий?
Самые популярные игрушки в нашем доме – «плашки Фундера» и магниты. Плашки – а на деле – просто гора деревянных брусочков – великолепны. Это не конструктор, не лего, здесь нет буклета с готовыми решениями. Это игра. Когда-то я познакомилась с преподавателем из «клуба Бобров» — маленьких инженеров Йошкар-Олы. Она приехала в казанский мегаполис, чтобы пополнить свою игротеку в детском отделе «Икея». Я не могла поверить своим глазам. Хрупкая женщина средних лет, один за одним грузила наборы плашек в телегу, с тем, чтобы потом отвезти всю эту тяжесть в свой небольшой город по-соседству. На мой вопрос: «Что же дети будут делать со всеми этими деревянными палочками?» Она очень уверенно ответила: «Вы даже не представляете, ЧТО они смогут с этим сделать. Да Все!» Тогда мне показалось это странным, но теперь, когда плашки заняли почетное место и в нашей гостинной я не перестаю поражаться фантазийной природе человеческих экземпляров. Дома и дороги, самолеты и автомобили, мосты и башни, замысловатые спирали и падающие домино, а еще дольмены, купола, роботы, буквы- все это и многое другое рождается из детского воображения с помощью простых деревянных плашек.
20161023_112527
   Другая игрушка – магниты – с сантиметр в диаметре плоские круглые железячки. Они появились в нашем доме совсем недавно, вместе с другими сомнительными мужскими покупками «Алиэкспресса». 10 маленьких таблеточек слились в единый, «намертво-прикрепляющийксебе – все железное, что есть дома» цилиндрик, вызвав тем самым восторг у детей. «Сокровище» стало основой технических новинок в изобретательском арсенале нашей семьи. Добавив еще пару железяк и чайную ложку, дети получили, вертолет. Он был почетно воодружен на холодильник, на котором каждый мог крутить его холодные округлые лопасти.
20161002_101140

 

Вот так

 

 

 

   Кроме того, подглядывая за детьми, понимаешь, что человек не только креативен, но и стихиен по своей природе. Даже посередине дня в спальне может образоваться беспорядок. Я злюсь. «Степан, почему постель расправлена, одеяло на полу, а полотенце – вы же им вытираете лицо – почему ты на нем стоишь? Да еще эта швабра?» «Мама это не швабра — а мачта не полотенце, а парус, не подушки — а пароход. «Помнишь, мы смотрели фильм про акулу и плот. Так там был парус?» Я замерла сосредоточившись: «Что там за плот с акулой?» А, вспомнив, выдохнула. И правда, мы только посмотрели фильм про антрополога и путешественника норвежца Тура Хейрдела. И вот его бальсовый плот «Кон-Тики» уже дрейфует в нашей спальне. А полотенце, намотанное на швабру уже вовсе не вызывает негодования. Вот — вот в него подует ветер и он помчит подушки прямо в открытый океан. Я тихо восхищена естественной интенцией к творчеству.20160823_112128
Хаос фантазиен, хаос — естественне, в конце концов. Интересно, а что будет, если совсем не приучать ребенка к порядку? Безоценочно, исключив прессинг. Только своим примером. Быть может, он придет к нему естественным путем — к минимальному… по необходимости?
Почему то это кажется невообразимым. Ведь мы все знаем! Будильник должен звенеть в 7 (у кого то раньше), постель — быть заправлена, щеки мастерски выбриты (борода отполирована воском), макияж безукоризненно лежать. Сорочка разглажена (к счастью, вот уже 5 лет не знаю, где утюг). А затем сесть в авто по ранжиру и влиться в ряды — в ровное шестиполосное движение. Странно все это.
А дети? Дети креативят. Жгут!
Я ежусь, сегодня похолодало, а дом еще не нагрелся. Прошу одеться и детей. «Сейчас, мамочка», говорит Дуся. И вот уже спускается в умопомрачительном шиворот-навыворот одетом наряде. Да любой модный дизайнер позавидует ее способности видеть мир по-своему. И не потому она путает элементы одежды, что не догадывается, как правильно носить. А потому – что ее распирает от возможности поиграть «в повседневке» — прямо посреди серьезных дел и занятий. Например, перед прогулкой. Натянуть рукава на ноги и получить лосины или шаровары, влезть в свитер через горловину и получить широченный воротник и стильный коротенький полуверчик, одеть наизнанку, одно на другое, маленькое на большое и т.д. и т.п. Уверена, все дети делают это.
А почему?
Дети свободны. Их мир вариативен. Одно они могут подменить другим, придумать, ,допустить. Поверить! В гномов, в эльфов, в злого дядю Петю со второго этажа. Их картина мира безгранична. Она близка к естественному восприятию мира древним человеком. Их культурная карта аутентичная, естественная.
А еще – они не унывают. Они не ведь не знают «как надо». Не получился рисунок? Так ведь это только по нашим, взрослым меркам. Два кружочка и палочка получился робот, овал и три дырки – лодка. Главное — не говорить ему, что он ошибся.
Подруга Катя только вчера жаловалась. «Я учу Алису вышивать. Ей еще только 5, она недавно научилась держать иголку и вот уже заявляет, что вышьет себе кошку! Это возмутительно. Какая самовлюбленность. Да как ребенок, с плохой техникой вышивания, который даже нарисовать силуэт не может, осилит вышивку? Тем более кошки! Это надо же себе сначала представить, какой кошка должна быть – сидячей, стоячей, в фас, профиль. Вобщем я все это ей хотела сказать – да не сказала. А она — представляешь, взяла и вышила! Вышила, даже не нарисовав эскиз!» «А я вот все думала – продолжила Катя – говорят, «учись у своего ребенка». Мне казалось — чему я могу у нее научиться? И вот теперь учусь. Быть уверенной, импровизировать, не раздумывать, в конце концов». Я посмотрела на юбку. Действительно… кошка!!!
 0di8vtnqpes
И вот другой пример непосредственности и полета мысли. Тоже, кстати, на тему животных. В начале осени от нас ушла киса-Василиса. Дуся, конечно, расстроилась и очень хотела найти ее. Накануне мы видели на столбе объявление по поводу пропажи чьего то пуделя, и дети, конечно же, загорелись идеей разместить объявление на улице о пропаже нашей Василисы тоже. Живем мы в частном доме, в строящемся поселке – там и повесить то объявление негде. Но Дуся не растерялась. Очень образно она объяснила папе, чтобы тот нарисовал кошку на клетчатом листочке. «Остальное – добавила она – я напишу сама». И действительно, Дуся «дописала» объявление и повесила его на входной двери с уличной стороны. На своем, конечно, уровне. Так, что и не понятно было – для кого оно написано – для людей или для кошки. Что интересно, кошка нашлась. Наверняка, благодаря ее объявлению.
20161005_085904
   Что происходит с человеком, когда он взрослеет. Почему он забывает о своей свободе?
Он учится. Тренируется быть в безопасности. Маскировка. Меня нет!
Так ли это на самом деле? Нам кажется, что принимая конвенцию – общественные правила и договоренности — мы попадаем в сетку предсказуемости. И от этого спокойно. Стихийный по-сути человек, приучает себя с возрастом к алгоритмизации. Если ему это не дается – он идет на курсы по тайм-менеджменту, планированию, организации пространства. И от этого спокойно!? Спокойно ли?
Порой кажется, что безопасность – одна из величайших иллюзий наших дней. Путешествуя на машине, ты вдруг обнаруживаешься, что город – это не абсолют. Это много-много домов, расположенных прямо посреди поля или степи или у реки. Нам внутри мегаполиса кажется, что город — вездесущ, что он надежен, что он защитит при любой опасности. Что дома – это самоорганизующаяся система — что вода течет из крана и уходит в трубу, тепло само приходит в батарею, а интернет зависит только от оплаты. И, конечно, колбаса растет прямо на витринах супермаркетов. Так вот ты здорово осознаешь эту иллюзию, когда выезжаешь из города и смотришь на него со стороны. Он расположен посреди стихии: ветра, воды, почвы, подземных сейсмо-процессов. Мир самостиен, у природы есть свои непредсказуемые ритмы, есть обстоятельства, которых человеку не избежать. В обществе их негодующе называют «катаклизмы». Мы их боимся, сердимся, но это не более, чем проявление сил природы. Сил естественного существования живого на земле.
Мы прячемся в городах от собственной творящей энергии. Мы регулируем ее, загоняя в рамки. И не готовы признать свое родство ни с дикой природой, ни со своими же детьми. Мы же культурные. Мы создаем расписания, дисциплину и верим, верим в рациональность. Как говорилось у Фрейда про – «ид-эго и супер эго». Мы варимся в котле культуры, сдерживая свои инстинкты, плотно закрывая себя крышкой цивилизации, задавливая, не давая сбежать. И в один прекрасный день наше «Я» прорывается. В виде стресса, снов, депрессий.
   Так, убегая от иррациональной стороны нашего «я», мы возвращаемся к себе. Снова и снова и снова. Потому что нам всем нужна свобода. Нам нужно творчество, нам нужны мы сами! Мы стихийны и созидательны по своей природе. Нам нужны дети в себе — и как напоминание, Господь дарует нам наших чад.

little gile running along the beach with ribbons and balloons

Ишмуратова Ирма, к ф н мама Степы и Дуси

Яндекс.Метрика