Надо ли относиться к ребенку как ко взрослому?

Взрослый и ребенок.
Две личности встретились.
          Сегодня по радио я услышала фразу: «к ребенку надо относится также, как ко взрослой личности». Меня это «зацепило», и я решила не переключать волну. Много говорили о том, какие методы воспитания лучше, отличается ли воспитание от образования, бить или не бить детей… Мне понравилось, что это просто тема для обсуждения в прямом эфире, а не регулярная психологическая программа для родителей. Так свое мнение высказывали в опросах, сообщениях и звонках люди, которые являются и не являются родителями, люди разного поколения, жители всех уголков России. Но эта фраза так и застряла в моей голове. Я была за рулем и не стала звонить в прямой эфир, но мои мысли потребовали выхода.
Mother Talking to Young Son --- Image by © Steve Prezant/CORBIS
Я, конечно, поняла, почему ведущие так акцентировали внимание на этом высказывании. Слишком часто родители общаются с ребенком в строгой вертикальной иерархии, выбирая «тоталитарный режим». Этот «режим» включает в себя неотъемлемый контроль над любыми попытками поступить самостоятельно, это, зачастую, неуважительное общение и взгляд «сверху вниз». Когда мы приводим современному родителю эту метафору, а она существует в разных вариантах: пусть ребенок будет другом, коллегой, самостоятельной личностью, — он впервые видит в своем ребенке не просто «это моё», а человека, которого зовут так-то и у него есть такие-то собственные желания. Часто на этом взаимоотношения меняются в лучшую сторону, и, просто предоставив ребенку собственную территорию и возможность в основных вопросах принимать самостоятельные решения, родители получают достаточный результат и с облегчением вздыхают. А что дальше?
          «А дальше – это главное…». Я впервые задумалась, почему есть название «взрослый» и «ребенок»? Слово «взрослый» — от слова «взрости», что значит «вырасти». Т.е. взрослый – это тот, кто вырос. Слово «ребенок» восходит этимологически к слову «робя». Современное значение слова развилось из старого – «робкий», «слабый». Получается, что взрослый вырос из робкого, слабого и стал сильным, уверенным. И это самое важное. Сильный и уверенный никогда не станет обижать слабого. Только слабый может унижать и угнетать – вот в чем ирония.
i-1
И вот фраза «к ребенку надо относиться также, как ко взрослой личности» начинает выглядеть в других тонах. Где эта граница между тем, чтобы остановить себя и дать ребенку сделать самому, и тем, чтобы помочь ему вырасти? Только взрослый душой человек способен создать волшебство вокруг ребенка, сказку, цель которой не увести ребенка от реальности, а научить фантазировать, освободить полет мысли, уметь использовать свое творческое начало (а оно есть у каждого!). Это как наболевший для всех вопрос: «А надо ли, чтобы ребенок верил в Деда Мороза?»
Я долго пыталась донести до окружающих умение правильно общаться с детьми, найти контакт. И это успешно получалось. Но это лишь коммуникация, способность правильно говорить и не транслировать ребенку свое накопившееся раздражение. Это дорого стоит, родители, которые прошли по этому пути, многому научились. И вот теперь можно позволить ребенку быть ребенком.
        Уважаемые взрослые, давайте будем взрослыми по отношению к своим детям. Это поможет не воспринимать обиды всерьез, легче переживать неудачи своих чад. Терпение и благоразумие, умение видеть на несколько шагов вперед и понимание, что жизнь полна неожиданностей, — это черты взрослого. А дети сами научаться, просто глядя на нас.

i-2

 

Каринэ Григорян, преподаватель, психолог, мама Рафаэля
Яндекс.Метрика