МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: С ЧЕГО НАЧАТЬ? Мнение эксперта.

Своим мнением делится директор музыкальной школы, преподаватель, кларнетист Паскичев Алексей (г. Йошкар-Ола).

С чего начинать музыкальное образование – воспитание или подготовку? Конечно, с начала. С внутриутробного развития ребенка. Беременной маме очень полезно слушать музыку, как живую, так и в записи. Классическую, джазовую, этническую, звуки природы – не важно. Главное, чтобы была гармоничной, не пугающей. Еще лучше —   петь или играть ее   самой.

Что происходит с младенцем в этот момент? Он  растет. Полноценно развивается его мозг. Скажем так, в мозге человека  существуют участки,  которые формируются только благодаря восприятию звука, мелодики. Если ребенок лишен этого, то и развитие его мыслительного аппарата происходит неравномерно. Восполнить это ничем другим не получится. Прослушивание же музыки даже в утробе матери способствует росту определенных  его участков, а соответственно  закладывает основу  полноценного, многогранного развития личности в дальнейшем. Занятия музыкой, кстати,  способствуют не только музыкальному развитию человека, но и любому другому развитию – делают его более дисциплинированным, собранным, помогают воспринимать большие объемы информации, фокусироваться на сложных моментах. А это пригодится потом и в изучении матетматики, и гуманитарных наук, и в спорте.

Конечно, нужно поддерживать музыкальную среду дома и после рождения ребенка, заинтересовывать музыкой в дошкольном возрасте. Пойте вместе, играйте, ставьте хорошую музыку. Держите в доступе музыкальные инструменты. Давайте ребенку в руки не только «погремушки», но  и инструменты с хорошим звуком. Не обязательно покупать взрослые – сейчас много хорошей детской перкуссии, гармошек, флейт специально для детей.

musicalizacao_01

Откройте ребенку фортепиано, если оно есть дома. Показывайте, как играть на нем, как за ним ухаживать. Ребенок все перенимает. Моя младшая в четыре с половиной года знает нотки, играет простые мелодии, тихонечко, но довольно чисто их поет. Жена показывает ей как ставить пальчики, показывает, чем отличаются верхние звуки от низких – играет в «мишек» и «зайчиков».  Но ничего не делайте специально. Не заставляйте его заниматься, чтобы не вызвать отвращение. Пусть дома звучит музыка. Если есть возможность —   берите детей на концерты.

Если хочется более детально готовить ребенка к школьному музыкальному образованию – поищите в округе педагога. Главным его качеством – должно быть умение играть с ребенком. Без навязывания и насилия. Чтобы усталость не наступила раньше времени.

S0u82xF7Shg

Если уж говорить об этом честно – нежелание заниматься музыкой все равно наступит. Важно,  чтобы это не случилось еще на подготовительном этапе.  Сейчас только единицы занимаются легко и в удовольствие все школьные годы напролет. Еще двадцать лет назад таких детей было гораздо больше. Ведь не было столько соблазнов вокруг. А теперь – телевизоры, компьютеры, секции, в которые родители считают своим долгом отдать ребенка, да еще и огромная нагрузка в школе.  Да дело и не только в этом. Само занятие музыкой – ежедневный скурпулезный труд. Какому ребенку это понравится? Мне тоже не хотелось заниматься в детстве. Но я не жалею, что стал музыкантом.

И все же, и все же. Даже сейчас, зная все «за» и «против» музыкальной школы изнутри и снаружи я все – таки рекомендую ее детям. Да, захочется «бросить». Но и через это многие проходят, а некоторые остаются в музыке навсегда. Интересно, что иногда  дети решают уйти из «музыкалки»  даже не из-за нагрузки, а из-за ее (на их взгляд) бесперспективности.  Был у меня один неплохой ученик. Однажды пришел и говорит: «Я больше не буду заниматься». «Почему?» — говорю. «А зачем мне музыка? Я же не смогу ею хорошо зарабатывать».  Я тогда задумался, но нашелся и ответил ему: «Вот посмотри,  мне 40 лет. Сейчас я зарабатываю немного, но  у  меня есть все, что нужно для жизни – большой дом, дача, машина, даже свой магазин. Есть семья – жена и трое детей. И все, все, что я заработал – все это с помощью музыки». Парень тогда  задумался: « А почему – же вы и дальше много не зарабатываете?»  Я рассмеялся и констатировал — «Потому что  теперь мне всего хватает». Не стал ему рассказывать чего стоило все это заработать.

Начинать заниматься в музыкальной школе можно с 3-х лет – есть специальные адаптированные занятия для самых маленьких. У нас детки и танцуют, и рисуют, и поют – все это интегрировано и укладывается в один час. Можно начать ходить на подготовительные занятия к школе в 6 лет. Это тоже неплохо – дает возможность ребенку привыкнуть к «школе» заранее, и  не начинается  одновременно с общеобразовательной школой.  Вполне нормально – если вы приводите ребенка и в 7 лет.

При выборе инструмента, игре на котором будет обучаться ваш сын или дочь, ориентируйтесь на ваши знания о ребенке, в первую очередь, о его интересах и способностях, а не на свои вкусы или семейные рекомендации. У вас еще будет время посоветоваться с  педагогами по поводу востребованности того или иного инструмента в современной музыкальной индустрии. Но это лучше сделать чуть позже —  когда поймете, что у учащегося есть и способности, и желание продолжать профессиональное обучение. Дошкольникам же необходимо общее развитие: чувство ритма, музыкальный слух. Так что лучше наблюдать за ребенком дома и стараться поддержать его в том, что ему самому интересно. Не нужно тащить ребенка, которому нравится скрипка в духовики только потому, что в городе перевелись гобоисты и лет через пятнадцать есть  шанс занять место в оркестре.

Выбирайте хорошего педагога. Педагог – это вообще самое важное. Существуют совсем не известные исполнители, но при этом гениальные педагоги. Моя теща, например, одна из них. Она так любит сове дело и детей, в принципе, что может замотивировать любого на сложную музыкальную работу. Большой труд ребенка в конце она  обязательно   поощряет.  Словом, ловко сочетая метод кнута и пряника, она одного за одним вот уже лет 20 растит лауреатов республиканских конкурсов. И никакого профессионального выгорания. А теща одного моего друга — скрипачка, например, рассказывает своим маленьким воспитанникам сказки. Она подарила внучкам скрипки и рассказала, что это принцессы, которых надо оберегать, любить и доставать только в самом хорошем расположении духа. Ну и т.д.  Ищите таких педагогов- советуйтесь, спрашивайте, будьте любопытными. Хорошие педагоги, кстати,  могут оказаться в любых, даже совсем не престижных школах.

Со своей стороны, мы — учителя, тоже смотрим на детей и если есть возможность, то и «отбираем». Кроме физиологических моментов, есть еще и психологические принципы выбора.  Сейчас уже я в первую очередь смотрю не на ребенка, а на его родителей. Если заинтересованы они в обучении дитя, то и у нашего тандема есть будущее. Однако, если родители просто хотят «скинуть» ребенка еще в одну школу, то удачи нам не видать.  НА собеседовании мы также смотрим на общие способности ребенка – слух, чувство ритма. И если слух еще можно развить, то с аритмичным ребенком работать очень сложно. Есть и физиологические особенности при «отборе» учащихся на тот или иной инструмент. Так, например, для игры на скрипке  или фортепиано хороши длинные пальцы, а для игры на баяне наоборот, нужны средние. Длинные будут только мешать. Аккордеон не дашь слишком маленькому или слабому ребенку из – за непомерной нагрузки на позвоночник. Кларнетисту будет мешать большой язык и не хватать подбородка, если вдруг он так и не дроразвился из-за недостаточного «сосания» в грудном возрасте. То есть нюансы, конечно, есть. Но все это ничто рядом с настоящим желанием заниматься  или врожденным талантом. Исключения есть всегда. Как, например, известный  джазовый пианист горбатый карлик – Мишель Петруччиани. Его рост был всего 90 сантиметров, а музыкальные способности грандиозными и проявились они уже в четыре года. Чему, кстати, немало поспособствовала семейная музыкальная атмосфера и постоянный джаз в доме. Другим исключением является основатель направления «джаз-мануш» или цыганский джаз  Джанго Ренхардт. Он играл на гитаре без одного пальца  и шикарно, надо сказать, играл.

Так что не бойтесь начинать музыкальное образования ребенка сызмальства и тогда любые правила вам будут ни по чем.

Записала Ишмуратова Ирма

 

 

Яндекс.Метрика