«Куда везешь нас, Карусель?» или Как отвлечь ребенка от мультфильмов

Когда – то, название  «Карусель» гордо носил советский мульт-сериал для самых маленьких. Отвлекать от него детишек было не нужно. Незатейливые и просто очаровательные мультики – песенки, игры, потешки весело начинались и быстро заканчивались. Каждый советский ребенок знал, что «КО» — это корова, что Антошка не бил дедушку, а вовсе наоборот, и,  что гуси у бабуси обязательно вернуться на место. «Карусель» появлялась ненадолго. Развлекала, развивала и снова уносилась в далекий мультград.  К сожалению, моим детям досталась совсем другая «Карусель».

проигрыватель

Теперь на место веселых покатушек   вместе с авторами сериала: «Прокатись на нашей Карусели» пришло глубокое погружение в мир массовой культуры, среду многочасовых повторяющихся образов. Одна-две-три–десять серий то одного, то другого мультпотока уносит слабые детские души  далеко от творящейся вокруг реальности.  И если раньше «мультики» заканчивались через 15-20 минут, то теперь телеканал вещает целыми днями и уберечь ребенка от однообразного отупляющего воздействия практически невозможно.  На место одной серии пришла многосерийность и чадо, проглотив связку «мультсосисок», словно заевшая пластинка повторяет: «Я вспышь», «Я вспышь», «Я вспышь».  Как вариант – молния Маккуин, супермен, поллирабокар, райдер из щенячьего патруля, даша, пони или вовсе маша-и-медведь.  Эти же образы повторяются в магазине игрушек, в книжках, одежде и  садиковых играх. Жирной точкой для меня стала истерика сына, когда в садике каждому предложили купить кармашек для одежды на шкафчик —  с именем ребенка и изображением мультгероя. От представленного выбора мне поплохело   и я отказалась от покупки.  Что было с мальчиком, когда у каждого (оказывается все! все остальные родители не пожалели денег на эту профанацию) ребенка на шкафчике красовался заветный супергерой, у всех, кроме него, представить несложно. И это в семье, где постоянно поддерживается творческая среда для  развития: концерты, танцы, игры, походы… Что говорить о семьях деток из сада (а мы ходим именно в такой, поселоквый дет.сад), где всего этого нет. А есть, по видимому, только бесконечная ротация «сверхКарусели».

проигрыыыыв

 Что же делать, чтобы уберечь ребенка от тотального негативного воздействия современных мультиков? Я стала спрашивать, интересоваться у тех, кто живет более или менее здоровым образом жизни. Начала экспериментировать. И получила некоторые результаты, если и не в целом, то заметно снижающие «уровень цитируемости» современных мультиков в нашей повседневной жизни. Этим опытом мне хочется поделиться и с вами.

Во-первых, конечно, это полный отказ от телевизора. Наши бабушки и дедушки с сожалением интересуются: «Ну как же вы там без телеящика. Может подарить вам или возьмите наши? Что ж ваши детки-то без мультиков». Объяснять им что бы то ни было бесполезно. Поэтому дома телевизора нет и,  естественно, дети буквально «дорываются» до него по выходным. Однако даже в этом вопросе наметилась динамика. За тот год, который перед переездом мы прожили у родителей дома дети страшно избаловались. В свободное время они плакали и не хотели ничего кроме мультиков. Зато сейчас, «наевшись» мультфильмами в первые 40 минут встречи с родными, они переходят к лобовой атаке: «Бабуля, давай поиграем. Неси игрушки». Крайний раз сын от бабушки принес поделку. Это был, конечно, суперпрорыв. «Да мы вот в «спокойках» поглядели и нам  понравилось.

Дома мы сохранили 40-а минутный просмотр анимации, отложенный на вечер. В качестве награды за много-много-много других трудов. Мультфильмы запускаются с компьютера и тщательно регламентируются. Детям же было объяснено: никаких супергероев и супертачек. Всю разноцветную сверхпрограмму получите в выходные у бабушки. Дома —  только  отечественные. Добрые, красивые, со смыслом. Дети соглашаются. А куда деваться? Проблема заключалась в том, что малышы быстро освоили советский репертуар и хором комментировали: «Это мы смотрели!» Но тут на помощь моей иссякшей фантазии пришел сайт «мультсинфо», на котором мы встретили такое разнообразие отечественной мультипликации, что жаловаться мне больше не на что. Я даже и не знала, что в России сняли столько анимационного багажа.

В-третьих, огромная подмога – это сайты с аудиосказками. И более того, не только с рассказанными историями, но что еще лучше – с музыкальными образцами, расцвеченными лучшими кадрами советской музыкальной и театральной индустрии. Хазанов, Виторган, Папанов, Быков, Пугачева, Хиль и многие многие другие учавствовали  в записи рядовых советских сказок. Так ответственнен был подход советского руководства к культурной детской продукции. Ну кто бы мог подумать, что эти востребованные и известные на всю Россию тети и дяди на полном серьезе озвучивали материалы для дошкольников и не только.

Есть две основные категории материала для таких дошколят – малышей, как мои. Первое – это просто музыкальные сказки (местами даже симфо-сказки или оперы) и сборники песенок. «Айболит», «Щелкунчик», «Золушка», «Детский альбом Чайковского» — которые интересны сами по себе. Это музыкальные аудиоспектакли, которые завораживают детей, погружая их в собственные фантазии, увлекая в мир музыки. Они часами могут слушать, проигрывая заново и заново – в машине или дома. Второе – это треки от советских мультфильмов, дополненные дикторским описанием  экранных процессов. Это известные мультики – «Приключения Фунтика», «Дед Мороз и лето», «Бременские музыканты», «Паровозик из Ромашково», наш любимый этно-джаз «Сказ о попе и работнике его Балде». Здесь дети, как правило, уже знакомы с видеодорожкой и с удовольствием мысленно ее воспроизводят. Мы даже проигрыватель с дачи привезли, чтоб приобщить детей к аутентичной культуре прослушивания пластинок. Но, впрочем, есть и очень неплохие сайты с большой аудиобиблиотекой.  Дети, как и мы в советские годы, полностью заняты собой. Они удобно сидят на пуфике около колонки и, вглядываясь в окно, наслаждаются историями.  Иногда пляшут, иногда поют. Недавно, послушав несколько раз «Чебурашку» на пластинке заинтересовались мультфильмом, а по окончанию просмотра сами построили «Дом дружбы».  Третье – это для больших любителей Диснея и современных мультов – в поиске можно найти целую плеяду и диснеевских сказок, записанных  хорошими чтецами, с музыкальным сопровождением. Правда, «искусственным». Есть даже сказки про молнию Маккуин. Но на этом мы постарались не сосредотачиваться. Для старших ребят материала еще больше – известные сказки-истории, про Робинзона, Пеппи длинный Чулок, Питера Пена, Жадного Билли из острова сокровищ и другие.

прогир

             Что важно! Мы выбираем к просушиванию сказки до 2000 года. В основе этой подборки лежит бесценная живая музыка. Оркестр гостелерадио, оркестр народных инструментов, ансамбль «Самоцветы» и многие другие именитые личности имели честь озвучивать детские пластинки.  После 2000 годов большинство записей созданы с помощью «самоиграек» — синтезаторов,  с плоским надоедающим звуком и участием самодеятельных актеров-чтецов. Уверена, есть и интересные музыкальные экземпляры. Но пока они редкость.

              Еще один огромный вспомогательный раздел – это книги. Однако книги пока плохо конкурируют  с мультфильмами в нашей семье. Поэтому мы ищем дополнительные средства выражения. Так, например, наши друзья из Йошкар-олинской мастерской деревянных игрушек «Лесной пони» придумали создавать серию игрушек по известным сказкам (НЕ «Колобок», и НЕ «Репка»), а, например, «Про козленка, который учился считать до десяти». К игрушкам они прикладывают книжку и краски.  Так у ребенка появляется возможность не только освоить сказку норвежского писателя Прейсна и нашего отечественного иллюстратора Сутеева, но и погрузив раскрашенных вручную деревянных героев на кораблик собственноручно всех пересчитать.  Мы, конечно, играли в магнитные и пальчиковые сказки, но вот такой вариант имеет гораздо больший успех у детишек. Ведь им так не хочется выпускать гладкие деревянные игрушки из маленьких кулачков. Сказка оживает, становится объемной и гораздо более увлекательной.

             «Инфодетокс» — а по – нашему просто «день без компьютера». Тема, с которой нас познакомила наша слушательница Алия Беляева. За что ей огромное спасибо.  Безусловно, самое заразительное средство – лучший пример. И если в вашей семье появится хотя бы один день в неделю, когда вы будете полностью предоставлены друг другу, дети не замедлят это оценить.   Пока я практикую выделение специального времени (утром и вечером, после отбоя) для всех социальных сетей и прочего видео-просмотра. Так, чтобы дети это замечали по-минимуму. Об отказе от телепросмотров у родителей я уж и не говорю, хотя, честно говоря, порой очень хочется «зависнуть» у какой-нибудь «школы ремонта» или телепутешествий. Как говорит тесть: «Я так люблю строить дома по телевизору».    К сожалению, современная жизнь такова, что спрятать совсем телефон или отключить компьютер не получается. Интернет поглощает —  и рецепты в нем есть, и советы по лечению, и форумы по хозяйству, и работа, и развивающие посты и даже книги.

          Прогулки. Конечно, в мире детства, есть еще масса удовольствий, на которые нужно делать упор. Это и прогулки, и рисование, и просто бесилки, которые дети любят больше всего на свете. И приглашение гостей, и просто сидение у мамы на руках. Хочется надеяться, что все это так или иначе отложит свой важный отпечаток в глубинной памяти наших деток. И им будет, за что «хвататься» в жизни еще, что использовать в качестве топлива для своих всегда-заведенных моторчиков. И, конечно, было бы здорово, если бы со временем они имели в себе силы выбрать хорошую альтернативу сидению перед мультфильмом, даже если он про супергероев! Чтобы сами говорили друг другу: «А знаешь, в жизни есть кое-что еще»

Ишмуратова Ирма. мама. культуролог

 

 

2 Comments. Leave new

Ирма,как здорово написано!спасибо. скажи,а где можно взять «серию игрушек по известным сказкам (НЕ «Колобок», и НЕ «Репка»), а, например, «Про козленка, который учился считать до десяти».»

Катя Полушина. Студия «Лесной пони».

Яндекс.Метрика