«Как полюбить музыку?» или место в атмосфере радости.

Cовременным ребенком быть непросто – слишком много всего… необъятный калейдоскоп вещей, занятий, картинок. Мелькают, манят, рождают постоянное раздражающее хотение, а затем – пресыщение. И нет во всем этом многообразии чего-то очень важного. Чего же? Может быть, покоя и тишины? Или возможности иногда делать, что хочется (например, ковырять палкой в луже, смотреть на небо или в потолок, мечтать…)? Может быть, не хватает душевного тепла вечно чем-то озабоченных и куда-то спешащих взрослых? Или умения слушать и слышать собственную душу?
«Времена не выбирают», это факт, но выбирают свое отношение к ним, свою позицию внутри них. И в суете и напряженности современного мегаполиса для многих людей, для многих семей с детьми именно музыка может стать возможностью внести в свою жизнь что-то очень важное, почти утерянное – душевный покой и теплоту, тихую мечту, созерцание красоты, веру и любовь.
Для того чтобы ребенок полюбил музыку и захотел слушать или исполнять ее по собственному желанию, а не «из-под палки», родителям важно соблюдать два условия – 1) самим любить и понимать музыку и 2) любить и понимать своего ребенка.

 

IMG_0920

 
Мало просто отвези чадо на концерт или отдать его в музыкальную школу. Мало включить ему дома классическое произведение и уйти заниматься своими делами. Также нежелательна и другая крайность – фанатеющий от музыки родитель, отгораживающий себя от ребенка своим увлечением как стеной («не мешай, я слушаю»). Надо чтобы ребенок чувствовал исходящую от вас радость соприкосновения с хорошим искусством, c хорошей музыкой, и одновременно, чтобы в этой атмосфере радости, душевного подъема, он нашел бы себе место рядом с вами.
Действительно, если мы хотим научить своего ребенка готовить, мы будем готовить вместе с ним, давая ему, в зависимости от возраста, небольшие, но важные поручения на кухне, рассказывая о различных продуктах и их сочетаниях. И чем более спокойной и непринужденной будет при этом атмосфера, чем менее мы будем озабочены чистотой вокруг и немедленным результатом, чем более доброжелательно будем отвечать на детские вопросы, тем больше шансов на то, что ребенок полюбит процесс приготовления пищи и будет относиться к нему как к чему-то творческому и очень позитивному. То же самое и с музыкой. Любите джаз? Слушайте, выстукивайте ритм, «тащитесь» вместе с ребенком. Предпочитаете классику? Поставьте любимое произведение (лучше, если оно будет не очень длинным), заберитесь вместе под теплый плед и наслаждайтесь. Если ребенок не против, потом можно обсудить услышанное, рассказать о композиторе и его эпохе. А еще можно под музыку играть в дирижера и исполнителей на разных инструментах, изображая руками или ртом движения смычков, палочек, клавиш, клапанов, мундштуков. Можно рисовать музыку. Можно выражать ее в танце, движении. Простор для творчества огромный!
Есть еще один способ научиться любить и понимать музыку. Он заключается в том, чтобы научиться любить и понимать… тишину и звуки природы. Странно бывает слышать, как, выезжая на природу, люди «врубают» эстрадные песни, пусть даже неплохие по качеству. А вы когда-нибудь слушали, затаив дыхание, как скрипят на легком ветру длинные сосны? Как звучит опьяненный весною лес? Потрескивает костер? Как ритмично плещется вода в реке и как по-разному поют птицы? Сидели ли вы со своим ребенком на природе, погружаясь всей душою в разнообразные и ни с чем несравнимые звучания?
Наверное, нам всем стоит чаще вспоминать о том, что мир природы всегда был великим источником вдохновения для многих писателей, художников и, конечно, музыкантов. Известный французский композитор Клод Дебюсси писал: «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицей откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Оно несет в себе собственную гармонию, и какие бы усилия к этому ни приложить, никогда не удастся найти гармонии ни более точной, ни более искренней. Только таким образом сердце, предназначенное для музыки, совершает самые прекрасные открытия».
Конечно, возможность выбраться на природу у нас есть не каждый день. Но и дома, в обычной городской квартире таятся возможности для развития детского воображения, внимательности, слуха. Нужно только… выключить телевизор и прочие источники информационного шума. И вот – мир оживает, начинает звучать: тикают часы, мягко ступает по полу бархатными лапами кот, за окном на дереве чирикают воробьи, проезжают машины… легковая, газель, трактор, соседи закрывают дверь, гремя связкой металлических ключей, шипит нагретая сковорода, капает вода… Все эти повседневные и привычные вещи очень важны для наших детей! Они образуют атмосферу их детства, которое, как известно, бывает один раз. Они будят фантазию, умение созерцать и анализировать. Порой они развивают лучше всяких «развивашек» и кружков. И даже если ваш ребенок, выросший в атмосфере внимания к звукам, любви к природе и миру в целом, не станет профессиональным музыкантом, его душа, его эмоциональный интеллект значительно обогатятся, и он будет любить музыку просто потому, что она прекрасна, это несомненно!

Бикбулатова Вероника, музыковед, философ, журналист, мама троих детей.

Яндекс.Метрика