«Грамматика фантазии». Сочинять сказки легко!

— Капитан, человек в небе
— Ясно. В каком квадрате?
— Прямо по хвосту!
— Супербинокль, быстро!
— Есть, капитан.
«Дорогой прохожий, если тебе грустно, подумай обо мне, потому что сегодня я влюбилась в доктора Флибертуса и мое счастье сделает счастливым и тебя. Мелания, преподаватель химии и математики.»
Из книги «Планета новогодних елок».
В детстве у меня была любимая книжка – «Римские истории» Джанни Родари. Во времена, когда у всех набор литературы был один и тот же, сестра обнаружила у соседей со второго этажа что-то новенькое. Синий талмуд – до верху напичканный оригинальными ни на что не похожими сказками. На обложке тонкой линией был нарисован попугай и едва заметно читалось название. Все. Даже автор был, кажется, указан уже внутри.

i-10

Я обожала ее. Эти сказки бесконечно удивляли меня. Видно было, что их сочинил большой выдумщик и фантазер. С тех пор, я забыла, что именно он придумал такие популярные в СССР детские политические истории, как: «Чиполино», «Джельсомино в стране лгунов» или стихи «Чем пахнут ремесла». В Римских фантазиях все было по — другому. Перед читателем представала совсем иная — веселая фигура сказочника, способного создать феерию, творить необыкновенные миры, и, конечно, смеяться.
«Сказки с тремя концами», «Торт в небе» и моя самая любимая: «Планета новогодних елок» — все это было так созвучно детской душе, и каждая из них учила всегда находить доброе в самых неожиданных ситуациях.
i-1
Недавно мы с мужем заглянули в детский книжный и каков же был мой восторг, когда я встретилась с переизданной «Планетой». Мир моей мечты стоял на полке блестя новыми авторскими иллюстрациями. Это было первое ее отдельное издание. Так сказать, сказочный дебют. Я схватила книжку, с любовью рассмотрела каждую картинку, вновь и вновь вчитывалась в знакомые названия глав. «Собаки-пересобаки», дворец «Ломай все, что угодно», «Движущиеся скамейки», «Правительство которого нет». Просто готовое пособие по урбанистике и стратегиям управления страной. Так как расстаться я с ней уже не могла, а ценник на обложке неожиданно порадовал – я решила купить ее кому-нибудь в подарок. Муж благодушно отпустил: «Я заплачу», а расплатившись – повернулся ко мне и торжественно вручил книгу: «Дарю. Тебе. Все равно никто не будет рад ей больше».
i-3
Вообще, я регулярно заглядываю в книжные, Костя уже знает – что меньше часа у меня это не займет и спокойно занимается своими делами. Я долго брожу вдоль полок. Глажу рукой корешки, рассматриваю обложки. Любуюсь названиями и именами авторов. Иногда встречаю своих старых друзей – книги детства. Иногда плачу. Так недавно заглянув в любимый «Книжки и Фишки», наткнулась на «Лелишну из третьего подъезда» — девочку укротительницу и ее больного, но веселого дедушку. Еле удержалась от слез радости. И вмиг почувствовала, что самую большую радость детства мне доставляли мои книги. Истории Кира Булычева, Заходеровские пересказы «Алисы в стране чудес», «Винни-пуха-и всех-всех-всех», Самобытные стихи Агнии Барто, честные подростковые истории Анатолия Алексина и, естественно, Джанни Родари.
Детям я, конечно, книгу прочитала. Показала картинки, а потом убрала ее – спрятала. Они еще слишком малы, чтоб насладиться всей прелестью происходящего в ней. Достану, когда им будет лет 9. И даже письмо с благодарностью издателям написала. А затем задумалась – как, как же все таки Джани Родари придумывал свои ни на что не похожие, веселые, вверхтормашками с ног-на-голову поставленные сказки. Нет, ну откуда он берет «Старинный календарь новогодних елок», называя его «добровольным». То есть таким, которым пользуется каждый, кто хочет, а кто не хочет – обходится без него. В нем полным полно памятных дат, вроде «Годовщины Квинтуса Силениуса, изобретателя машины для изготовления бумажных корабликов» или «Годовщины битвы легких Пушинок, которая длилась 7 часов и 40 бутылок газированной воды»? Как он это делает? Откуда он берет истории про мисс «Вселенную с венерианскими глазами» (тоже одну из любимых), про робота, который хотел спать, про принца пломбира и про изобретателя, который хотел изобрести самую большую в мире атомную бомбу, а получил самый огромный в мире торт. Да я после этой книжки только и думала, что о марципане…

 

i-4
Не выдержав собственного любопытства, я «залезла» в интернет, и узнала, что Джанни Родари был журналистом и школьным учителем. Он признавался, что пишет книжки, которые сближают детей и родителей. Он дает возможность им вместе посмеяться и поспорить.
Кроме этого, он писал, что делает в жизни еще много важных вещей. Например – думает. «А думать – это тоже полезное дело. Может быть самое полезное из всех других»…
И вот этим он мне очень-очень напомнил моего отца. Мой папа – Рустем Ишморат- конструктор, изобретатель, сколько я себя помню – никогда не сидел без мысли. И не сидит до сих пор. Только когда спит. А спит он много, потому что заряжает аккумуляторы. Его любимое дело то же – сочинять: головоломки, истории, музыкальные инструменты, ну и ротора на работе, конечно.
С детства он учил меня мыслить творчески. Всегда говорил: «Если не знаешь, что делать — переверни задачу, увеличь ее до бесконечности, уменьши, измени ее свойства, и ты обязательно найдешь решение, используя только имеющийся у тебя ресурс». В результате я выросла с адски изворотливым умом и всегда только раззадориваюсь, если слышу унылое: «а где мы это возьмем, а как мы это сделаем?»
Отец постоянно ссылался на ТРИЗ –  методику создания новаций ученого-инженера Альтшуллера, которую тот выявил еще в 40-х годах. В то время Генрих Альтшуллер изучил 40 000 патентов на изобретения в различных областях и выявил всего 40 основных методов любых изобретений. После чего написал книгу «Технология творчества». В ней он описывает как общеизобретательский метод, так и его дополнения, вроде мозгового штурма, теории маленьких человечков и других. Творчество для него (а после него уже официально и для других ученых-инженеров) перешло из разряда искусства (с озарениями, вдохновениями) в разряд технологии-игры! И каждый может изобретательством овладеть.

 

i-11

 

Каково же было мое изумление, когда изучив википедию и прочие интернет-ресурсы, я обнаружила, что и Джанни Родари пользовался аналогичными игровыми приемами, но только не в технике, а в литературе!
Теперь то я понимаю, что это может сработать в любой области – писательстве, инженерии, педагогике и даже бизнесе – не важно. Главное — знать принцип.
Для Джанни Родари сказки были комбинаторной игрой! Суть которой он раскрывает в книге «Граммматика Фантазии». В предисловии к ней он пишет: «Идея, лежащая в основе книги проста. Она сводится к тому, что воображение – не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все! Советский ученый Выготский сказал это на 40 лет раньше меня. Так, что никакой Америки я не открыл» и дальше «воображение и математика, фантазия и наука – не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта. Мой идеал – цельная личность».

 

i-6
Методика игр Джанни Родари проста, а главное – ее вариантов бесчисленное множество. И что еще важнее – в эти игры каждый может играть самостоятельно. Оказывается, сочинять сказки – легко. Теперь, когда я знаю, какие приемы использовал Джанни Родари – я с еще большим удовольствием перечитываю его истории. Встречая очередной хитрый сюжет, подмигиваю ему, как старому приятелю.
Вот некоторые из его игр-сказок…
Камень, брошенный в пруд.
«Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в своем движении кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Так же и слово, случайно запавшее в голову, вызывает ряд цепных реакций. Процесс этот сопряжен с опытом, памятью и сферой подсознательного…»
Здесь автор играет с ассоциациями. Можно взять любое слово и расшифровать его, используя каждую букву. То есть использовать слово, как аббревиатуру. Например, слово «ДОМ» можно расшифровать как «дюже очаровательный малыш» или «детально ограниченный музыковед» или как угодно еще…. Слушая как –то по радио «Маяк» передачу про игры Джанни Родари поймала неожиданную расшифровку слова ЗЕФИР: «Зомби ели физиков и радовались». Что ж можно и так. Главное, что отправной точкой целой истории может служить одно единственное слово.
Бином фантазии
Можно создать сказку, оттолкнувшись всего от одного слова, а можно найти вдохновение в противоречии двух, далеких друг от друга слов. Сам Джанни Родари устраивал эту игру так: приглашал двух ребят и просил их писать первые попавшиеся слова на двух сторонах одной доски. Одну из этих сторон видели и другие зрители. Так, например, они видели слово: «пес» и заинтригованно ожидали продолжения. Повернув доску они обнаруживали, к примеру, слово «шкаф» и, конечно, встречали его взрывом хохота. Объединив с помощью предлогов два слова мы получаем несколько нестандартных сюжетов. – Пес со шкафом, — Пес на шкафу, — Пес в шкафу и т.д. Дальше начинается сочинительство. «Придя домой, доктор Полифемо лезет в шкаф за домашней курткой, а там его встречает пес…»
Что было бы если бы…
Метод фантастических гипотез прост. Возьмите два независимых друг от друга подлежащих и сказуемых и заверните их в один бутерброд. Например, подлежащее – город, а сказуемое – летать. Вот история и начинается. «Что было бы, если бы город начал летать?»
— Что было бы, если б у Сицилии оторвались все пуговицы?
— Что было бы, если б к вам постучался крокодил и попросил розмарина?
i-5
 Ножик – неножик.
Приставка «Не» творит чудеса! Стоит к слову Ножик добавить приставку не – и вот уже перед нами совершенно новый предмет. Для чего нужен неножик? Конечно, не для того, чтобы точить карандаши, а напротив – чтобы наращивать исписанный конец. Джанни Родари создал целую страну с «отрицательным префиксом», где в ходу вместо пушек – «непушки». Конечно же они служат созданию мира и применяются не для ведения войны, а для ее «отведения»!
А для чего по-вашему нужны нелампочки, неножницы и прочие бытовые невещи?
 Перевирание сказок
Пародия на сказу подходит тогда, когда сказкой уже нечего сказать и ребенок сам согласен проститься с ней – переходя к новой придуманной реальности. Поставленная на другие рельсы новая сказка заставляет ребенка переживать ее заново.
— Жила была девочка, которую звали Желтая шапочка
— Не желтая, а красная
— Ах, да, красная. Так вот, позвал ее папа…
— Не папа, а мама.
— Правильно, позвала ее мама и говорит: «Сходи к тете Розине»…
— к бабушке она велела сходить, а не к тете!
 Сказки наизнанку
Используется умышленное перевирание сказок, «выворачивание на изнанку знакомых сюжетов». Красная Шапочка, а волк – добрый. Белоснежка, которая встретила в лесу не 7 гномов, а семь великанов и стала их сообщницей.
 Рассказы за столом.
Очень здорово работает, когда вы оживляете предметы, подпадающие вам в руки прямо за столом: ложку, вилку, хлеб. И вот уже рождаются истории. Ложка ходит, бегает, дружит с ножом. Ее соперница вилка. У каждой из них свой характер. Своя собственная задача в жизни. Или к примеру, сахар. Предположим, что он стал горьким. И горьким вдруг стало все вокруг. Или вдруг предмет исчезает совсем. Нет на свете сахара, вилки или денег, а может быть бумаги или маслин. Что произойдет с миром, где нет бумаги?
Методов для развития вооображения и придумывания истроий у Джанни Родари действительно, очень много. Ведь есть еще салат из сказок, игрушки как персонаж, путешествие по собственному дому, игры с марионетками, смешные истории и еще более 40 различных приемов, которые описываются в книге «Грамматика Фантазии».
Но даже если вам лень изучать их в официальном ключе – мой искренний совет. Возьмите «Римские фантазии» Джани Родари. И если вы еще ребенок, если вы сказочник, и если любите выдумывать – погрузитесь в особый мир изобретательства-сочинительства самых невероятных историй от всемирноизвестного итальянского автора. Для вдохновения вполне достаточно и этого. А перед новым годом – обязательно прочтите «Планету новогодних елок». Хоть она и не имеет отношения к этому празднику, но обязательно поднимет вам настроение своим светлым посылом.
i-7

 

Ишмуратова Ирма, культуролог, мама Дуси и Степы

Яндекс.Метрика