Графика или краски? О пользе ограничений.

Предлагая ребенку цветные карандаши, фломастеры, акварель или гуашь, мы вместе с ним радуемся ярким и сочным краскам: возникает естественное желание скорее заполнить цветом белый лист бумаги и непременно опробовать все предложенные в наборе оттенки: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый, оранжевый… В конечном итоге этого занимательного процесса получаются художественные «шедевры» на тему «Цветные фантазии».
486039_original
Но что если предложить двухлетнему ребенку, уже познакомившегося со всеми цветами радуги, только один цвет? Он будет рисовать менее вдохновенно? Я бы хотела поделиться своими наблюдениями.
Недавно в нашей жизни появилась магнитная доска для рисования. Как и любая новая вещь, планшет вызвал большой интерес у Алисы; наверное, самым увлекательным стал сам процесс: рисуешь – стираешь, снова рисуешь – и снова стираешь! Первое время Алиса осваивала штампики в форме звезды и сердечки, но шаблоны быстро надоели. Потом она стала просить меня рисовать. Я, не обладая особым художественным талантом, рисовала стандартный набор: солнце, облака, дерево, дом, траву, цветы. Очень скоро Алиса самостоятельно стала выводить разные линии, тем более магнитная доска чувствительна к самому легкому прикосновению ручки.
И вот однажды Алиса с необыкновенным волнением прибегает ко мне с планшетом в руках и говорит, что нарисовала мышку!
jxlvlmo4k3q
Конечно, картина была далека от реального изображение мыши, но мое воображение все же сумело увидеть в ней именно мышку: овальное туловище, голова, глазки, нос и рот, хвостик. Ну что это может быть?! Еще через несколько дней появилась коза. И пусть мой двоюродный брат увидел в этом рисунке недорисованную улитку, я, как мама, полностью соглашаюсь с Алисой и уверена, что это коза!

rzmq-vfhhuiouyb2ovbsyq

 

Потом в нашем «зоопарке» появились ежик, кошка и другие животные. Наблюдая за дочерью, я заметила, что она осознанно рисует глазки в виде точек, выводит ушки, колючки и т.д. Конечно же планшет не отнял желания рисовать красками и карандашами, Алиса продолжала экспериментировать с цветом: яркие рисунки смотрелись выигрышно, но образы животных в них не улавливались.
Мне показалось, что цвет, в некоторой степени, «отвлекал» Алису от формы и конкретных линий, цвет интересен сам по себе, достаточно оставить яркие пятна на бумаге, и каждый рисунок будет уникальным. Магнитный планшет для рисования, точнее скучный серый цвет подтолкнул к попытке разнообразить свои рисунки за счет формы. Наш случай представляет собой наглядный пример того, как метод ограничения способствует развитию воображения ребенка и приводит порой к необычным результатам.

Саетзянова Гульназ, историк, мама Алисы

Яндекс.Метрика