Что делать, когда ребенок плачет.

На днях я увидела, как плакала малышка. Это, конечно, был далеко не первый и не последний раз, когда при мне плачут дети. Однако эта ситуация меня заставила задуматься о том, почему в нашей культуре стесняются слез? Почему нужно поскорей отвлечь ребенка от плача? В той ситуации, которую я случайно увидела, мама просто пыталась заткнуть плачущую девочку несбыточными обещаниями и угрозами. Почему взрослые плачут только тогда, когда уже больше нет сил терпеть? Почему «мужчины не плачут», а некоторые люди вообще не могут проронить ни слезинки годами?

a5d24f360c

Когда Зара (моя старшая дочка) только родилась, моя мама безошибочно угадывала, почему она плачет. Она тут же говорила мне: «Дай ей грудь!» или «Уложи ее поспать!». В 99% случаев бабушка понимала желание новорожденной внучки быстрее мамы! Я задала ей вопрос, как же она так быстро, с первых секунд, все понимает? Ведь она не была с нами весь день. Мама мудро улыбалась и говорила: «А ты послушай, что ребенок тебе говорит?». Когда родился Рафаэль, я была во всеоружии: опыт бабушки, мой опыт с первенцем, а также Трейси Хогг, спасибо ей за чудесную книгу «Секреты высыпающейся мамы». Именно у этого автора я прочитала замечательный алгоритм поведения родителей, которые слышат плач своих детей:
• Пора кормить?
• Полный подгузник?
• Скучно?
• Хочет спать?
• Слишком много активности или общения?
• Что-то болит?
• Жарко или холодно?

46a157985ef6b13e9a23a33ebc98-big

Для шестинедельного младенца это чаще всего исчерпывающий ряд вопросов. Я им вооружилась и больше не впадала в панику, когда мои дети начинали плакать. Кстати, в университете Ньюкасл в Великобритании ученые исследовали самые раздражающие звуки для человека, и детский плач оказался на 9 месте. Может, поэтому мамы так хотят прекратить этот звук? Шучу, но…
Каково же было мое удивление, когда я стала применять этот алгоритм к старшей дочке! Для меня это было простым решением не раздражаться, а найти причину и устранить ее. Очень важно с младенчества разговаривать с ребенком и называть ему те чувства, которые он испытывает: «Милый, ты голодный!» или «У тебя замерзли ручки, потому что ты трогал снег?». Этот алгоритм работает и на подростков. Так голодные дети (а мальчики в этот период особенно) не могут сосредоточиться на занятиях и очень эмоционально воспринимают окружающий мир. А с мужем лучше даже не начинать обсуждать домашние дела, пока вы его не накормите ужином)))
Когда мы активно начинаем переживать, только услышав первые хныки, мы уже не способны понять ребенка и разделить с ним его чувства. Если ребенку от 2 до 6 лет, мама часто начинает злиться. Так типичная реакция бабушек на то, что ребенок упал, поцарапался и т.д.: «Сам виноват! Тебя кто просил лезть? Я же говорила!». Так малыш помимо боли от ободранной коленки начинает испытывать чувство вины, что он разозлил бабулю. Когда родитель никак не может повлиять на плач ребенка, он начинает его кормить несбыточными обещаниями: «Мы больше никогда не пойдем играть на площадку! И ты больше не получишь конфет». Это очень опасные слова, они учат тому, что можно дать обещание и не выполнять его. В школьном возрасте ситуации более сложные. Плач, как ответ на физическую боль, больше не является таким сильным рефлексом. Теперь причиной слез являются эмоциональные переживания.
Первичная функция слезы очевидна: очистить глаз от инородных предметов, доставить в роговицу глаза питательные элементы. Интересно, что слезы несут в себе не меньше информации, чем состав крови. По некоторым данным, слезы содержат в себе психотропные вещества, уменьшающие чувство напряжения и тревоги. Однако некоторые ученые предполагают, что такой состав секрета глазной железы связан с общим состоянием стресса организма и слезы – лишь следствие, а не панацея. Но в любом случае, когда человек поплачет, его «отпускает».

original

Плачь – это отличный способ принять ситуацию такой, какая она есть, и прекратить переживать по этому поводу, а, возможно, и начать действовать! Вернемся теперь к нашим деткам. Когда вы понимаете, что причина не так проста, как голод, холод, горшок/подгузник, попробуйте понять ребенка и на этом уровне. Никто не хочет уходить с площадки, особенно в разгар игр. Никто не хочет добровольно дать медсестре свою руку, чтобы она уколола палец. Это нормально, что в 3 года ребенок не хочет делиться своей игрушкой, а в 14 не терпит посягательства на свою территорию. Вопрос, чувствует ли маленький человечек, что вы на его стороне, несмотря ни на что? Любите ли вы его именно сейчас, в этот момент? Дело в том, что где-то до 11 лет дети плохо воспринимают хронологию событий, а в три года вообще путают, что было вчера, а что будет завтра. Так моя дочка в два с половиной года на вопрос: «Ты хочешь в туалет?», с искренней улыбкой на лице мне говорила: «Нет, я уже вчера посикала». Многие родители не кричат на ребенка и пытаются с ним договориться. Только часто это тоже не работает. Когда вы говорите трехлетке, что вы уже утром обсуждали, что в садике «мы не будем плакать», ему абсолютно все равно. Он именно сейчас ощущает, что мама уходит, для него это душевная боль именно сейчас!
Ну и нельзя оставить без внимания плач, как манипуляцию. Если родитель очень сильно и эмоционально реагирует на плач ребенка, то достаточно быстро дети это понимают и начинают это использовать как инструмент.
В моей картине мира выход один: слышать и слушать своего малыша, говорить с ним соответственно его возрасту и, конечно, любить его и любить еще сильнее, когда он не хочет есть, одеваться, когда получил двойку и забыл передать важную бумажку учителю.
И в заключении хочу поделиться интересным наблюдением Жан Ледлофф. Она долго жила в племени индейцев екуана и была удивлена тем, что они не издают жалеющих звуков, когда ребенок ушибется. Они ждут, чтобы он поднялся и догнал их. В случае серьезной болезни или раны они делают все, что в их силах, чтобы помочь ему выздороветь: дают лекарства или прибегают к услугам шамана, но не выражают ему никакого сострадания. Больной же в меру своих сил старается пережить болезнь и никого не беспокоить без необходимости. Жан Ледлофф предполагает, что ожидание симпатии – это приобретенное поведение. Родители в этом племени считают, что если детям нужна поддержка, то дети сами придут, а родители всегда готовы дать им то, что необходимо.

 

plemena-amazonki-zhenshhiny-750x501

Это наблюдение наводит на мысль, что, может быть, мы излишне эмоционально реагируем на происшествия в жизни наших маленьких людей? И таким образом учим их реагировать на надрыве своих эмоций на любую мелочь?

Каринэ Григорян, преподаватель, психолог, мама Зары и Рафаэля.

Яндекс.Метрика