СРЕДОВАЯ педагогика: секрет развития творческих способностей детей.

У нас двое детей. Мальчик и…. девочка. 4 и 2 года. Насколько это возможно, мы постарались осознанно подойти к процессу родительства. Заранее готовились к родам,  вместе встречали младенцев, водили их к и остеопатам, тестили натуропатические средства, в общем, старались как могли.  И, конечно, как и многие родители, нас волновал вопрос развития творческих и интеллектуальных способностей наших детей.

Непонятного было много, в том числе – как и когда его начинать. Куда ходить и что делать. Перепробовав различные схемы домашнего младенческого развития и, познакомившись, с многочисленными «развивашками» в микрорайоне, мы, наконец, определились  в выборе. И заодно раскрыли для себя секрет творческих способностей у детей. То есть поняли, откуда  берутся раскрепощенные и талантливые дети.

На многих сайтах пишут, что детьми надо усердно  заниматься с самого рождения. Они, безусловно, правы.  В помощь таким старателям разработана уйма систем работы с дошколятами от 0: буквенные карточки, звенящие кубики, сенсорные «доски» и мешочки. Все, чтобы ваш ребенок развивался, только родившись. Но, признаться, нам все это делать было лень.  Интуитивно я чувствовала, что естественное родительство заключается не в том, чтобы напихать ребенка знаниями, а в том, чтобы он рос в комфортной тебе и ему среде. А потому, по нескольку раз в день я пела детям любимые песни под гитару, используя их внимание для собственного отдыха. Муж, приходя с работы, включал  заводные фольклорные напевы и от души плясал вместе с малышами. Ровно в год мы взяли с собой старшего ребенка в Москву на фольклорный форум и тут уж он заплясал и запел самостоятельно.  Также ровно в год наша младшая «пухляшка» ни с того ни с сего стала показывать изящную (для своего веса) ласточку и научившись говорить, сообщила всем, что она …уже… балерина.

IMG_3831

Словом, мы не делали ничего специально, мы только создавали среду, в которой нам самим было удобно существовать. Дети лишь подхватывают транслируемый им образ жизни и ценности. Позже я узнала, что такой подход носит название «СРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИКИ». К счастью, в Казани есть замечательные педагоги и  коллективы, которые работают именно в этом ключе. В них никто никого ни к чему не принуждает, вместо этого создается пространство игры и доверия. Здесь нет потребителей, а каждый – активный участник процесса. Начав двигаться в эту сторону, мы решили предпочесть средовую педагогику  другим многопрофильным клубам-развивашкам.

Задумавшись о том,  что делать с нашими докшколятами дальше (вне дома) мы составили список  ценностей, важных для нашей семьи. И выбрали места, где они поддерживаются.

— творчество,

— любовь к природе

—  свобода

— активность

Предлагаем наш список в Казани и вам.

—  фольклорная студия «Оберег» https://vk.com/oberegkazan. Чем нам нравятся фольклорные студии, так это тем, что в отличии от эстрадных они не ставят во главу угла задачу научить ребенка «ХОРОШО ВЫГЛЯДЕТЬ», т е петь, танцевать и нравится другим. Аутентичная народная среда, в первую очередь, погружает ребенка в мир народного творчества, научая его ладить с окружающими, чтить традиции, уважать старших, быть скромными. Одновременно ребенок знакомится со всем богатством культурного наследия – танцами, песнями, сказками, кухней, костюмами и тр и пр. Он поет и пляшет не для того, чтобы быть кем-то оцененным, а потому, что ему просто это нравится.   Кроме того, ребенок находится в естественной для себя среде – рядом со взрослыми – перенимая творческий опыт у них, сотрудничая с ними. Это в первую очередь СЕМЕЙНАЯ СТУДИЯ, где семья объединена вокруг общего интереса к традиции.

C07O_bYOcKQ

СЕМЕЙНЫЕ КОНЦЕРТЫ   нашего проекта «Творчество 0+». Каждую субботу в доме музее Аксенова. Карла Маркса 55. В  11.00. https://vk.com/tvorim_s_rogdenya. Они, конечно, здорово отличаются от занятий разных групп «лучиков» и «ноток» при музыкальных школах.  У нас нет жесткой дисциплины, а есть правила, в рамках которых можно вести себя абсолютно естественно и спонтанно – танцевать, петь и играть, когда хочется, а не по команде учителя. Музыканты разрешают трогать инструменты – синхронно, а не в порядке очередности. Можно уже в год распробовать на вкус пианино или   барабаны, а не ждать 5-летнего возраста (как в школах), когда только тебе и дадут потрогать казенный бубен или металлофон.  У нас громко. Не смотря на то, что рекомендуют приучать детей к живой музыке, начиная с тихого и безопасного, мы оставляем за родителями право решать, с чего бы им хотелось начинать музыкальное знакомство. Что это будет – гудящий джаз, распевная классика или ритмичное этно. Кроме того, полное звучание – это  мощное впечатление для ребенка. И кажется, что в руках у музыкантов ключ, вскрывающий весь его культурный потенциал. По силе воздействия один концерт, на наш взгляд, равен пяти подготовительным занятиям в школе. Ну и главное, у нас нет цели научить, нам просто хочется, чтобы было весело и музыкально

.uc_oYvFtdSs

 

— Студия брейк-данса (только с 7 лет) https://vk.com/inactionbreakinschool . Честно говоря, мы ждем не дождемся, когда можно будет начать. Настоящий брейк – это вам не эстрада! Это образ жизни, философия. Это фанк, драйв, свобода, доброта и позитив. А еще – открытое отношение к миру и здоровый образ жизни. Брейк это уличное коммьюнити, и уж, конечно, оно крутится не только вокруг танцев. Брейкеры  легки на подъем, отзывчивы, трудолюбивы и большие фантазеры. Они танцуют потому что их прет, а не потому что хотят занять первое место в конкурсе. Такие ценности нам подходят!

группа «АРТ СТАРТ» Светланы Платовой. https://vk.com/1artstart. Танцевально-двигательное и сенсорное развитие для детей от 8 месяцев. На самом деле это оно только носит такое громоздкое название. В действительности, это увлекательное семейное занятие для  взрослых и детей, на котором вы танцуете, звучите, слушаете живую музыку, трогаете теплые деревянные игрушки, закапываетесь в мягкие платки, устраиваете феерверк из цветных лент и все это с большой любовью и воображением. Светлана Платова – уникальный педагог, объединила в своих занятиях основы импровизационного танца мамы и ребенка «Baby contact», креативную музыкальную педагогику студии Белозерова, элементы мягкой школы.

Yh5QLWTNX94

 

мягкая школа и «слет туристят»  в одном лице проводит спортсменка, комсомолка и просто красавица Лаура Валидова. https://vk.com/club85929864 Существует шикарная и очень мудрая традиция всех туристов – брать детей на природу с собой. Дети играют друг с другом, с травой, водой и деревьями, засыпают у костра на руках у мамы. Ничего специально делать не надо. По силе воздействия природа мощнее любых развивашек и близка только к живой музыке. Лаура объединяет выезды на природу с детьми и телесные игры детей и родителей — «мягкую школу». Ее занятия всегда очень интересны и предназначены для разных поколений одновременно.

Вальдорф. Сад. Школа.  https://vk.com/club53711045  Если кратко – «Вальдорфской» называют систему образования, в которой дети растут здоровыми, свободными, самостоятельными и творческими. В этой системе ребенок-родитель и педагог находятся в крепкой взаимосвязи. Потому что ценности для всех троих – едины. Здесь очень много прикладных практик для всех возрастов – сенсорики, ремесла, живого звука, театра ит.д  Это в первую очередь клуб людей, объединенных  желанием быть счастливыми.

читалочка от магазина «Книжки и Фишки» https://vk.com/event57305921 . Чего бы мне еще хотелось – так это почаще читать книжки не только со своими детьми, а в целой доброй компании. Детям веселее и радостнее. Тем более, если потом вместе что то помастерить или выпить чаю. Каждую субботу в ТЦ Республика можно почитать детские книжки вместе.

W0X8SKjEAbg

Археологический кружок «интересное и необычное». (правда, с 14 лет) http://kidsafisha.com/places/obrazovanie/molodezhnyy-kruzhok-interesnoe-i-neobychnoe Но это, действительно, целый мир. Сначала ты изучаешь теорию, а потом на две недели оказываешься на месте настоящих исторических событий. Здесь и любовь к природе, и культурное наследие, и все это на естественной педагогической, а не «привязанной за уши» основе.

Православная школа «Апостол». https://vk.com/apostol_school Это тоже интересный опыт погружения, но для верующих. И хотя сами мы были лишь на взрослых мероприятиях центра – концертах и семинарах, но, оказывается, там есть и занятия для детей и даже в формате мама+малыш.  В программу занятий входят беседы с мамой на темы православного духовно-нравственного воспитания, рукоделие; пальчиковые игры, детский массаж, лепка, аппликация, рисование, «тропа здоровья», музыка для малыша. Занятия бесплатные.

 

Конечно, это далеко не все – а лишь маленькая часть того, кто работает в области средовой педагогики в Казани. И никакого секрета развития творческих способностей детей  конечно же нет. Все, что нужно – оставить ребенка наедине со своими интересами и немного подстроить так, чтобы эти интересы были и вашими тоже.

Яндекс.Метрика